Болгария. Снежная сказка. Недвижимость Черногории. Или формула любви инвестора.
Jun 01

Маршрут №0: Будва - Св. Стефан
«Жарко. Воды нет. Бензин кончается. Свидимся ли еще - кто знает», - писал SMS-ку на родину мой попутчик Кацман. В чем-то он был прав. Да, у нас кончилась вода. А все потому, что с утра Кацман и другая моя попутчица - Рамазанова - объелись захертортом с барабулькой и с тех пор пили не переставая. Да, у нас кончался бензин. Собственно, мы уже час ехали на тех остатках, с которыми нам выдали машину в rеnt-а-саr главного черногорского курорта Будвы.

Авто напрокат мы решили взять в первый же день отпуска. Но безмятежная черногорская жизнь опрокинула наши планы. То есть весь первый день мы купались и гуляли по будвинскому променаду. Он пролегал от нашей гостиницы «Александр» до старой крепости Будвы, построенной во времена Венецианской республики. На променаде сосредоточена вся жизнь – ночная и дневная. Аттракционы шумят, лавки торгуют, ресторанчики пахнут, дискотеки под открытым небом вибрируют. Здесь Кацман нашел двухевровую монетку, а мы с Рамазановой засмотрелись на черногорского танцора диско. Эти два события произошли одновременно. Рамазанова очень хотела стоять и смотреть на танцора, но Кацман поволок нас дальше, на поиски евро.

На второй день мы решили пройти пешком от Будвы до Св. Стефана, очень живописного городка, который целиком помещается на маленьком каменистом острове, а с берегом соединен песчанным перешейком. Мы думали, что Св. Стефан где-то за поворотом, а оказалось, что до него километров десять. Когда это обнаружилось, отступать было поздно, да уже и не особенно хотелось. Шли мы в щадящем режиме, в свое удовольствие, фотографируя виды и регулярно делая привалы. Особенно понравился нам привал в населенном пункте Рафаиловичи. Представьте: узкая набережная чуть возвышается над узким же пляжем. На набережной стоят рестораны, вынесены столики. И порядок действий получается такой: заказал пиццу, нырнул в море, вышел - еда уже на столе. В общем, пока мы в таком вот темпе добрались до Св. Стефана, чтобы восхититься его миниатюрными красотами, солнце уже садилось и некоторое курортники энергично шли на ужин. Ну а мы, в отличие от них, были совсем не энергичными. Рухнули на сиденья маршрутки (1 евро с человека) и поехали домой. До Св. Стефана мы шли полдня, обратно в Будву ехали 20 минут. «Завтра же берем машину», - сказали мы в унисон.

Рядом с нашим отелем был офис AVIS. Но там не нашлось свободной Shkoda Fabia, на которую мы нацелились. И мы пошли вдаль - к автовокзалу, в rent-a -car Meridian. По дороге расхотели «Фабию», потому что захотели чего-то национального: решили, что по Балканам надо ездить на машине, которая здесь произведена. На солнце, наверное, перегрелись. В Meridian мы сразу же получили национальное. Модель и марка местной машины звучали как имя и фамилия –Yugo Zastava. Цвет у большинства «Юго» вызывающе красный. Они похожи на гибрид «Таврии» и «Москвича».

Не знаю, как другие «Заставы», а наш напрочь был лишен черногорского темперамента. Чтобы завести его, надо было вдавить в пол педаль газа. Разгонялся он медленно и тяжело, как грузовик, зато уж если разгонялся, то останавливался не сразу. Из-за этого чуть было не случилось страшное. Мы ехали в темноте (и между прочим, довольно медленно), когда перед нами на дорогу выскочил велосипедист. Я резко затормозила, а «Юго» вдруг занесло на встречную полосу. Мы чуть не свалились в кювет, о чем Кацман тут же написал в SMS-ке на родину. В общем, на следующий день мы поменяли красный «Юго» на белый Hyundai Atoz. Но на коварном «Юго» мы таки успели объехать Бока-Которскую бухту, самый большой фьорд Средиземноморья и самое живописное место Черногории.

Маршрут №1: Будва - Герцег Новы
«Ехали по туннелю с выключенными фарами», - доложил Кацман в следующем SMS. Ну, так получилось: туннель возник на дороге неожиданно, а я не знала, где включаются фонари, не знала даже, где кнопка аварийки. В результате по туннелю мы ехали лишь с мигающим левым поворотником. Кацман с Рамазановой так кричали…

Так что в Котор мы приехали очень возбужденными. Бросили машину нагреваться на стоянке и прошли через крепостные ворота внутрь. Котор очень похож на Дубровник. Собственно, и тот, и другой были римскими и византийскими городами, а потом крепостями Венецианской республики. Теперь оба охраняются ЮНЕСКО. Кацмана мы потеряли уже при входе в Котор. Правда, при выходе снова обрели его. Все то время, пока мы с Рамазановой исследовали церкви, карабкались по скалам и улицам-лестницам, фотографировали город со страшной высоты, заглядывали в старинные крепостные окошки, за которыми живут и смотрят свои телевизоры черногорцы, наш Кацман объедался маленькими которскими пирожными в кофейне Forza-3. Жалкая, ничтожная личность!

Мы затолкали упирающегося Кацмана в «Юго» и потихоньку поехали вдоль залива дальше: дорога была слишком извилистой, чтобы разгоняться. Собственно, за все дни, что мы ездили по Черногории, нам попался лишь один совершенно прямой участок дороги длинной километров 10, где мы сделали 150 км/ч, по сразу сбавили скорость, потому что встречные машины панически замигали фарами.

Надо сказать, почти все города на побережье Бока-Которского залива называются его жемчужинами. В том числе и маленький город Пераст. Он и сам по себе прекрасен, и раскинулся (если, конечно, так можно сказать о населенном пункте, который проходишь насквозь за три минуты) напротив двух островков. На островках расположены монастырь и собор неописуемой красоты и с совершенно непроизносимыми названиями. Мы затормозили посреди дороги, уставившись на это чудо. И простояли бы так неизвестно сколько, если бы не подошел местный лодочник (такой, знаете, загорелый, лет 28, ростом где-то 1м 90см) и не предложил перевезти всех нас на острова и обратно за символические 5 евро. Разумеется, мы согласились. Потом другой юноша попросил добросить его до города Ризана (3 км вперед), а там показал римские мозаики («мозаицы», говорил он), которые мы сами ни за что бы не нашли. Следующей остановкой был Герцег Новы, а за ним начиналась Хорватия, куда мы не поехали. Но, если хотите, могу рассказать, что там: сразу за КПП, с пограничниками и палаткой duty free, мощные черные горы заканчиваются и начинаются желтые хорватские холмы, а через несколько километров - смотровая площадка с видом на Дубровник…

Маршрут №2: Будва - Ада Бояна
«Задавили двух цикад и птичку. Едем к Албании», - вел репортаж Кацман. Я не хотела их давить, но на ретивом Hyundai Atoz это было неизбежно. Кстати, птичка успела улететь.

Это был большой день. Из Будвы мы поднялись в горы и направились в старую столицу Черногории - Це-тине. Здесь мы почувствовали большую разницу. В прибрежной Будве было жарко и солнечно, а здесь капал дождик и очень хотелось закутаться в кофту (которой, конечно же, не было). Будва была празднично-развлекательной, а Цетине - строгим, академичным и тихим. Видимо, положение обязывает: в монастыре Цетине хранится забальзамированная рука Иоанна Крестителя, здесь же - резиденция митрополита. Зато в сотне метров от культового монастыря, на главной площади города, стоит совершенно развратная скульптура из стекла и цветов. Скульптура изображает коитус быка и коровы. Вокруг, между прочим, дети гуляют, дипломаты кофе пьют. Около парнокопытных нас поймал местный старичок и, убедившись в том, что мы туристы, принялся рассказывать историю родного города. На сербском языке. Мы улыбались и кивали, а Кацман сказал: «Приятно». Он считал, что по-сербски это «спасибо», потому что вокруг все постоянно говорили друг другу «приятно». А потом выяснилось, что по-сербски это просто «приятно». Потом купили в цетинском музее кассету с черногорскими народными песнями – чтобы дальше ехать было веселее. Мы думали, что услышим балканскую музыку типа Горана Бреговича, но оказалось, это героические песни, похожие на те, что исполняет ансамбль им. Александрова.

Часа через два упоительного плутания по горам мы наконец спустились к Скадарскому озеру. Там нас в лучших традициях поджидал очередной местный житель. С большой бородой и в сомбреро. Просто партизан какой-то. «Русские! - вскричал он, хотя по нашим лицам о такой особенности догадаться было очень трудно. - Русские, вы есть хотите?». Мы ответили, дескать, да, приятно, но из машины на всякий случай выходить не стали. Бородатый сел в свою машину и, наказав: «Follow me», рванул вперед. Мы двинулись следом. Он привел нас в чудное место - ресторан «Пеликан», где кормят рыбой из озера, а на прощание дарят цветочки в горшке. Время от времени в дверях появлялся «партизан» с новой партией автомобилистов. Мой горшок, между прочим, выдержал путешествие по всей Черногории, выжил во время перелета авиакомпанией «Саха-Якутия» и разбился только у двери московской квартиры.

Надо сказать, когда в тот прекрасный день мы выехали из Будвы, то намеревались «просто покататься» - куда глаза глядят. Но по дороге прочли в рекламном буклете о побережье Ада Бояна. «В последние десятилетия Ада Бояна стала столицей любителей контакта с природой без посредников», - было написано там. «Нудисты!» - не без усилий догадались мы. С тех пор Кацман при каждом удобном случае спрашивал у местных жителей дорогу к Ада Бояна, внимательно следил за их реакцией и очень радовался, когда они смущались или начинали игриво поглядывать на нас. Последний отрезок пути к Аде перекрывал шлагбаум. Стражник потребовал с нас по 7 евро за въезд. Но потом почти без паузы сообщил, что если «без папира» (квитанции), то можно и за 12 со всех.

Скажу честно и без преувеличений: Ада Бояна - самое умиротворенное место из всех, где я бывала. Море мелкое и плавать в нем трудно, зато очень хорошо прыгать на маленьких волнах. Чистый-чистый песок, в который не страшно зарываться. Сосны. Мало народа. Все, как и обещано в буклете, без «посредников». Слева загорала семья: папа, мама, дети-подростки, справа - парочка юных изящных геев. Еще дедушка и девушка, а также группа бодрых шестидесятников, которые целый час не вылезали из моря - все прыгали, визжали, брызгались и барахтались. Все они были одинаково наги, доверчивы и счастливы - люди в натуральном виде, без вредных добавок и консервантов.

Итак, что нужно делать в Черногории:
- Попробовать: местных кальмаров с чесноком и шпинатом - дешево и вкусно.
- Добраться до пляжа Ада-Бояна - сразу станете убежденным нудистом.
- Запивать ужины винами сортов “Крстач” и “Вранац”.
- Посетить монастырь Острог: верующие приобщатся, атеисты подышать целебным горным воздухом.
- Съездить в Дубровник. От Герцег Новы до него - 30 минут на машине.
- Поесть маленькие пирожные в кофейне Forza-3 в Которе и попить там же кофе.